значок32

Play Market

 Мобильное приложение «Быстрое тестирование качества мелкой моторики».

Это приложение позволяет реализовать те же тесты , что и "Handtracker", а также тест Ромберга и другие стабилометрические тесты.

Оглавление

1.      Описание приложения.

2.      Инструкция пользователя приложения.

2.1         Управляющие параметры приложения.

2.1.1         «Имя испытуемого».

2.1.2         «Объект».

2.1.3         «Цвет».

2.1.4         Остальные параметры.

2.1.5         Эксперименты по оцениванию точности движений.

2.2         Рекомендации.

2.3         Выходные данные.

3.      Применения.

3.1         Непроизвольные колебания частей тела человека.

 

1. Описание приложения.

 

1. 1. Из-за наличия непроизвольных движений различных частей тела намерение человека поддерживать заданную позу приводит не к фиксированному положению тела, а к малозаметному в норме движению, контролируемому чувствами: проприоцепцией, зрением, слухом, осязанием и др.

1.2. Движения мелкой моторики, то есть движения кистями рук, ступнями и пальцами, являются наиболее точными.

Как показали недавние исследования, характеристики точности этих движений дают оценку текучего интеллекта человека, то есть способности решать новые задачи, требующие изобретательности. Также было установлено, что развитие речи маленьких детей и их будущие академические успехи напрямую связаны с качеством мелкой моторики.

Продвинутая техника нейровизуализации позволила установить, что при выполнении движений мелкой моторики и решении задач, требующих наличия «жидкого» интеллекта (то есть изобретательности), наблюдается активность одной и той же области мозга.

Следовательно, усредненные амплитуды движений мелкой моторики в процессах поддержания предписанной позы характеризуют качество системы управления движениями человека в целом.

1.3. Предлагаемое приложение превращает смартфон (планшет) в прибор, дающий количественную оценку погрешности движений человека при использовании для управления движениями только проприоцепции, либо проприоцепции и зрения одновременно (визуально – моторное управление).

Оно использует данные генерируемые датчиком-акселерометром и должно устанавливаться на устройства, имеющие такие датчики. Кроме того, устройства должны использовать операционную систему Android версии 4.2 и выше.

Мы полагаем, что оно может быть полезным для тех, кто занимается спортом, музыкой, танцами, живописью, воспитанием детей, медицинской практикой и всем тем, кто интересуется своим самочувствием.

1.4. Приложение регистрирует и использует для анализа движений величину угла α между перпендикуляром к плоскости смартфона и направлением силы тяжести.

1.5. Измерения, выполняемые приложением, производятся в ходе испытания, которое состоит в повторении эпизода (попытки), определяемого набором параметров, задаваемых в начале испытания. Инструкцию для пользователей и примеры применения смотрите на нашем сайте.

1.6. Ниже приводится описание испытания и даются некоторые рекомендации по его проведению.

На экране устройства показывается одноцветное изображение предмета или символа (стимула) на однородном фоне того же цветового тона. Во время испытания яркость фона остается постоянной, в то время как яркость стимула меняется в зависимости от угла α.

При исследовании визуального – моторного управления позой Вы должны взять устройство в руку (в руки) и, начиная с момента старта, удерживать его на ладони и наклонять таким образом, чтобы достичь совпадения яркостей стимула и фона, добиваясь слияния стимула с фоном.

Результат каждой попытки представляет собой:

а) величину среднего отклонения угла наклона смартфона от угла наклона в момент старта, оценивающую точность выполнения задания;

б) процентную гистограмму значений разности яркостей фона и стимула.

1.7. Максимальная точность этих измерений достигается при положении устройства, близком к горизонтальному, и направлении взгляда испытуемого примерно перпендикулярном плоскости экрана.

1.8. При исследовании проприоцептивного управления позой Вы должны взять устройство в руку (в руки) и, начиная с момента старта, удерживать его на ладони в исходном положении, не глядя на экран устройства.

1.9. Обратите внимание на различие результатов этих двух экспериментов.

1.10. Передавая изображение с экрана устройства на экран монитора, можно получать оценки качества управления другими частями тела, закрепляя на них смартфон и руководствуясь изображением на экране компьютера.

 

2. Инструкция пользователя приложения.

2.1 Управляющие параметры приложения.

Перед запуском приложения задаются перечисленные ниже параметры.

2.1.1 «Имя испытуемого»

По умолчанию принимает значение «Имя устройства», которое изначально присутствует в списке имен.

Для того, чтобы поменять имя на любое другое из списка имен, коснитесь окна имен, находящегося слева в верхней части экрана, и выберите имя из выпадающего списка. Для того чтобы ввести в список новое имя, коснитесь кнопки “+”, расположенной в правом верхнем углу экрана, вызовите клавиатуру, коснувшись поля “новое имя”, и наберите имя в окне.

Имя Испыт_2018-09-03

2.1.2 «Объект»

Прикоснувшись к прямоугольнику, расположенному под знаком «+», выберите из вкладки изображение предмета из имеющегося набора: яблоко, квадрат, собака, мышь и др., которое будет использовано в качестве стимула:

Объект_2018-09-01-12-00-43  

2.1.3 «Цвет»

Выберите один цвет из списка: серый, красный, зеленый, синий, красный + зеленый, красный + синий, зеленый + синий. Руководствуясь спортивным принципом, можно порекомендовать выбирать цвет, при использовании которого получаются наилучшие результаты.

Цвет_2018-09-01  

2.1.4 Остальные параметры

Значения перечисленных ниже параметров выбираются из меню:

  • значение параметра яркости фона;
  • значение разности яркости стимула и фона (называемое далее «разностью яркостей»), в начале серии испытаний;
  • длительность попытки в секундах;
  • число попыток в серии;
  • коэффициент - степень зависимости яркости от наклона, который входит в соотношение, связывающее угол наклона α смартфона со значением яркости b;
  • увеличение степени зависимости яркости от наклона приводит к визуализации меньших наклонов устройства и, в принципе, дает возможность получать более точную информацию об угле наклона устройства.

2.1.5 Эксперименты по оцениванию точности движений.

Из всего многообразия возможных поз человека выделим две.

Стандартная поза сидя: испытуемый сидит на неподвижном жестком сидении, часть руки от туловища до локтя опущена вдоль туловища, а часть руки от локтя до кончиков пальцев расположена горизонтально.

Стандартная поза стоя отличается от описанной выше тем, что испытуемый стоит на прямых ногах.

Для этих двух поз предлагается выполнить следующие эксперименты.

 

Эксперимент 1. Оценивание точности движений при проприоцептивном управлении.

Взяв устройство в руку (в руки), удерживать его в течение всей попытки в одном и том же положении (по возможности более близком к горизонтальному положению), не глядя на руки и на экран устройства.

 

Эксперимент 2. Оценивание точности движений при визуально – моторном управлении.

Взяв устройство в руку (в руки), удерживать его в течение всей попытки в одном и том же положение, наклоняя его таким образом, чтобы стимул (изображение объекта) не был виден.

Рыба_2018-08-31

 

2.2 Рекомендации.

  1. В случае тренинга или демонстрационных измерений Вы можете выбрать любое из значений, предлагаемых в меню, в качестве значения разности яркости в начальный момент времени. В случае тестирования его следует выбирать равным нулю.
  2. Во время испытания устройство должно находиться в одной из ладоней (в ладонях) и его центр должен располагаться на уровне верхней части живота, на вертикальной средней линии тела. При этом ваши руки не должны касаться других частей тела.
  3. Ваша голова должна быть наклонена таким образом, чтобы направление взгляда было примерно перпендикулярно экрану устройства.
  4. В ходе эксперимента 1 Вы должны плавно наклонять устройство к себе или от себя, добиваясь слияния стимула с фоном в течение всего времени испытания.
  5. Перед запуском убедитесь, что ваши глаза и экран устройства не находятся под воздействием ярких источников света: окон, светильников, зеркал и пр.
  6. Разные люди по-разному воспринимают цвета, а разные смартфоны и планшеты по-разному эти цвета воспроизводят. Поэтому после освоения приложения с использованием наиболее комфортного для пользователя цвета, необходимо выполнить определенную дополнительную работу для получения в дальнейшем максимально точных результатов. А именно: проведя неоднократно тестирование для каждого из предлагаемых приложением цветов, остановитесь на том, который позволяет Вам получить минимальное значение величины отклонение.
  7. Из предлагаемых приложением стимулов выберите тот, который Вам больше нравится.

2.3 Выходные данные.

Для просмотра результатов анализа проведенных испытаний нужно открыть стартовую страницу приложения и выбрать имя испытуемого из списка имен.

После этого, коснувшись поля «Результаты», Вы получите список имен папок с именами, совпадающими с датами тестирования выбранного испытуемого. Каждая из этих папок содержит папки с результатами тестирования в соответствующий день.

Имена папок последнего типа состоят из времени начала испытания и названия цвета стимула и фона.

Любая из упомянутых выше папок может быть удалена с помощью длительного касания ее имени.

Результаты каждого испытания представлены в следующем виде:

Результаты_2018-08-30

Здесь для каждой попытки из серии показаны следующие данные:

  • график зависимости величины угла отклонения смартфона от его положения во время старта попытки,
  • средняя величина угла отклонения смартфона от начального положения для этой попытки,
  • процентная гистограмма значений разности яркостей, наблюдавшихся в испытании: числа под столбцами гистограммы равны наблюдавшимся по время попытки значениям разности яркостей, а число над каждым столбиком равно выраженной в процентах доле времени, когда разность яркостей была равна указанной под столбиком величине. При идеальном управлении гистограмма состоит из одного столбца высотой 100%.
  • Вы можете дать комментарий к результатам эксперимента, используя окно, открывающееся после прикосновения к черному полю вверху страницы результатов этого измерения.

 

3. Применения.

3.1 Непроизвольные колебания частей тела человека.

Непроизвольные колебания частей тела являются необходимой частью проприоцепции - процесса осознания человеком местоположения подвижных частей его тела: туловища, головы, рук, ног пальцев. Будучи в нормальном состоянии, человек не замечает колебаний частей своего тела. Однако амплитуда колебаний может значительно возрасти при переутомлении, стрессе и некоторых заболеваниях и тогда колебания могут стать видимыми невооруженным глазом. Данные о величине угла отклонения смартфона от его начального положения, получаемые с помощью нашего приложения, не отражают всей сложности движений человека, однако подобно температуре тела они могут быть использованы для оценки возможностей человека действовать эффективно.

Для наблюдения колебаний рук с помощью приложения нужно:

  • взять устройство в руку (в руки), запустить приложение и дождаться конца работы приложения, не меняя положения руки (рук).
  • ознакомиться с результатами измерений.

Анализ данных, полученных с помощью нашего приложения, показал, что вследствие непроизвольных колебаний рук среднее отклонение угла наклона устройства от предписанного значения для различных людей может принимать значения от 0,1 градуса до нескольких градусов и более. В то же время вибрации в городских помещениях в типичных условиях, вызванные движением транспорта и другими причинами, а также погрешность, вносимая самим устройством, приводят к погрешности от 0,05, до 0,1 углового градуса.